Жизнь Константина Симонова неразрывна с эпохой XX века, эпохой великих преобразований, великих войн, великих побед и поражений. Литературный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения русского советского писателя, открыл 27 ноября староста Русской общины Ивано-Франковской области Александр Волков.
Когда Александру Николаевичу Волкову было 18 лет, он, как и абсолютное большинство его сверстников, был комсомольцем и подписчиком главной комсомольской газеты СССР «Комсомольская правда». В одном из номеров газеты в 1972 году его внимание привлекла большая, на всю полосу формата А-2, статья о подвиге молодого тракториста Анатолия Мерзлякова. Спасая колхозное хлебное поле от пожара, тракторист погиб. Автор статьи, писатель-фронтовик Константин Симонов, сравнил подвиг тракториста с подвигом солдат Великой Отечественной войны, погибавших на боевых позициях, сгоравших в танках, но выполнявших свой воинский долг да конца. Статья была написана настолько живо и талантливо, что сотни читателей и даже целые комсомольские организации обратились к руководству страны с просьбой достойно наградить погибшего на хлебном поле тракториста. И вскоре Анатолия Мерзлякова посмертно удостоили одной из высших советских наград – ордена боевого Красного Знамени.
Затем ведущая вечера член совета Русской общины Ивано-Франкрвской области Ольга Марчевская предоставила слово известной прикарпатской поэтессе Ирине Дармороз, которая рассказала о творческом пути Константина Симонова. Начинал он как подающий большие надежды поэт, но разразился вооружённый конфликт с японской армией на Халхин-Голе в 1939 году, и 24-летний Константин выехал в район боевых действий в качестве военного корреспондента. Итогом его участия в приграничном конфликте стали не только статьи и заметки, но и большой роман «Товарищи по оружию», опубликованный в первой половине 1950-х годов. Ещё в конце 30-х годов Симонов в своих стихах провидчески предсказал большую и страшную войну с фашизмом
С первых дней Великой Отечественной войны военный корреспондент Симонов на Западном фронте, том фронте, который потерпел сокрушительное поражение в первые две недели войны. Командующего фронтом генерала Павлова за те поражения расстреляли по приговору военного трибунала.
Но Константин Михайлович в июле 1941 годапод городом Могилевом, который обороняла 172-я стрелковая дивизия генерала Романова, осознал и понял,что, несмотря на весь ужас тяжелейшего поражения Красной армии в июне-июле 1941 года, враг будет всё-таки разбит и в войне победит Советский Союз. Убедился он в грядущей и неотвратимой нашей Великой Победе в войне против гитлеровского фашизма на Буйничском поле, где держал оборону 388-й стрелковый полк под командованием Семёна Кутепова. Бой на поле продолжался с 10 по 22 июля, но уже в первые дни враг потерял здесь 39 танков. Поле боя Симонов подробно опишет в романе «Живые и мёртвые», а одного из главных героев романа генерала Серпилина он наделит внешностью и чертами характера Кутепова, погибшего спустя несколько дней после того памятного боя.
Рассказала Ирина Теодоровна о личной жизни Симонова. Он был настоящим мужчиной, как сейчас говорят, «мачо». Еголюбили женщины, но сказать о том, что он был счастлив в семейной жизни, трудно, ведь он четырежды женился. Много откровенных и лирических стихов он посвятил своей второй жене – Валентине Серовой, одной из самых красивых актрис советского кино. Однако Серова не была ему верной, она изменила Константину Симонову с другим Константином – генералом Рокоссовским. Узнав об этом романе, сам Сталин встал на защиту семьи Симоновых, сделав внушение известному полководцу. Но брак спасти не удалось даже великому советскому вождю.
Прежде чем предоставить слово следующему выступающему, Ольга Марчевская прочитала небольшое стихотворение Симонова «Кукла», написанное в 1939 году. Очень пронзительные строки о судьбе неизвестного военнослужащего японской армии, погибшего на Халхин-Голе, от которого осталась только маленькая игрушка-талисман, куколка в национальной одежде кимоно.
Кандидат исторических наук доцент Прикарпатского национального университета имени В. Стефаника Лилия Щербин своё выступление посвятила эпохе Симонова, от бурных послереволюционных лет до «развитого социализма» конца 1970-х годов. Константина Симонова принято считать баловнем судьбы и любимцем властей. К примеру, только Сталинской премии с 1942 по 1950 год он был удостоен шесть раз, ему присуждали Государственную премию РСФСР в 1966 году, Ленинскую премию за трилогию «Живые и мёртвые» в 1974 году, в том же 1974 году он стал Героем Социалистического Труда.
Но Симонову на протяжении восьми лет не давали издать книгу «Сто дней войны», так как в ней описан трагический первый период Великой Отечественной войны. Всю свою послевоенную жизнь он посвятил подвигу простых солдат, его «Солдатские мемуары» являются ценнейшим источником правдивой информации о войне, это взгляд на события войны буквально из окопа. Симонов говорил, что обо всей войне не знает никто, о войне знают только весь народ и вся армия, и он прилагал все силы для того, чтобы собрать эту часто нелицеприятную и страшную правду о Великой Отечественной войне.
Он всегда помнил о героическом подвиге красноармейцев 388-го стрелкового полка в тяжёлые дни июля 1941 года на Буйничском поле под Могилевом. И когда смертельно заболел, то написал завещание, в котором просил кремировать его тело, а прах развеять над полем. Воля его была исполнена в 1979 году, и он навсегда остался с ними – погибшими в тяжёлых оборонительных боях советскими солдатами трагического для страны июля 1941 года…
Татьяна Лавинюкова с вдохновением прочитала лирические стихи Симонова разных лет. Она напомнила, что именно на слова Константина Михайловича создана песня «Корреспондентская застольная» («От Москвы до Бреста нет такого места…»), ставшая своеобразным гимном журналистов-фронтовиков.
Член Национального союза писателей Украины Владимир Ешкилев рассказал о своём знакомстве с сыном Константина Симонова Алексеем Кирилловичем. В 1999 году Владимир Львович в Москве по воле случая попал на вечер, посвящённый памяти К.М.Симонова в связи с 20-летием его кончины, и его представили родственникам великого русского писателя. Именно тогда наш земляк узнал, как сыну царского генерала Михаила Симонова и княжны Оболенской из рода Рюриковичей, потомственному дворянину Кириллу Симонову непросто было «встроится» в социалистическую действительность. Возможно, это стало одной из причин самовольного изменения им своего имени Кирилл на Константин.
Симонов писал простым «советским» языком, языком, на котором говорил тогда народ, но писал исключительно талантливо. Все его произведения являются памятниками эпохи XX века, века большевистских преобразований, строительства социализма в отдельно взятой стране и трагически-героической Великой Отечественной войны с гитлеровскими захватчиками. Многие стихи Симонова, особенно знаменитый «Жди меня, и я вернусь…», воспринимаются как поистине народные.
Его трилогия «Живые и мёртвые» стала вершиной всего, что написано до сих пор о Великой Отечественной войне. Симонов отлично знал то, о чём писал, ведь он прошёл всю войну рядом с солдатами и офицерами. Кстати, заключительный роман трилогии «Последнее лето» может претендовать на звание учебной литературы для военных академий, так подробно, со знанием делаописана автором кропотливая штабная работа по подготовке армейской наступательной операции.
Благодарные слушатели аплодировали всем выступавшим, а некоторые по завершении вечера признавались, что могли бы ещё слушать о жизни и творчестве великого русского писателя Константина Симонова. Это главный признак того, что литературный вечер удался.
На снимках: Александр Волков открывает литературный вечер; в зале участники вечера с интересом слушают о жизни и творчестве К.М.Симонова (фото автора).