«Как снова охота в 80-е, хоть на миг!», «Я в шоке - как быстро молодость пролетела», «Вернуться бы в молодость!» - это комментарии, которыми сопровождаются любимые видеоклипы на шлягеры ВИА 70-80-х годов.
Просмотров миллионы, слов благодарности - тысячи. Но только ли в молодость эти «возвращения с музыкой?»
Скорее всего, ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) - это было явление тех лет. И эти клипы - возвращение в ту жизнь, в то время. Время спокойное, уверенное, и как видится сегодня - незабываемое.
В годы молодости мне довелось жить на Кубани. В небольшом провинциальном Лабинске жизнь была простой и какой-то по-детски радостной. По вечерам молодёжь собиралась на танцпрощадках. И на эти встречи особых нарядов не требовалось, да и не было культа одежды тогда. Хотя, конечно, одеваться модно хотелось. Куда уж без этого. Но не это занимало умы молодёжи.
Тогда на устах были имена музыкантов местных вокально-инструментальных ансамблей. Они были чем-то вроде избранной касты. По крайней мере у нас, подростков. Когда мы их видели на сцене, они казались божествами. Поэтому и разговоры были о них – кто, что и на чём играет, что поют, куда поехали на гастроли.
В нашем городе было два места, где летом танцплощадки работали под открытым небом. Одна из них в городском парке, в центре города. Он так и назывался - Центр. Встречи в городе и назначались просто – «встречаемся в Центре». И никто не потеряется, все найдут друг друга. Прогуляться по центральной улице – меньше часа в один конец. Встретить можно всех, кого захочешь. Вторая же танцевальная площадка появилась как-то неожиданно для большинства жителей. В городе вдруг зазвучало новое слово – «Роща».
Это была диковинка - танцплощадка, оборудованная по всем правилам - с оградой, забетонированным танцполом, хорошим освещением, и где - в берёзовой роще! Это была окраина города, но очень своеобразная. Город расположен так, что река Лаба, на которой он стоит, протекает практически через его центр.
Практически в центре города посадили в какой-то из очередных субботников берёзовую рощицу. С годами деревья выросли и место превратилось в чудный парковый ансамбль. Потом там сделали тропинки, где-то поставили фонари. Следили за чистотой. И когда там открылась танцплощадка - она стала самой популярной и любимой.
Прошло время, нет в городе уже танцев ни в Роще, ни в Центре. Другие времена, что поделаешь. Я давно уже не живу в Лабинске. И вдруг - как в сказке: в один из приездов в родной город, летним вечером услышала звуки знакомых с молодости мелодий. И их не могли заглушить проносящиеся мимо, гремящие какими-то однообразными ритмами рэпа, автомобили «малолеток». А как ещё нам называть молодых водителей с высоты прожитых лет... Да, о чём это я? О молодости, о ностальгии, о самом лучшем, что было тогда в культуре - о явлении ВИА!
Итак, на звуки знакомых мелодий я, конечно, направилась в городской парк. Звуки раздавались именно с той стороны. Приятно будет пройтись по знакомым местам под такое музыкальное сопровождение. Любимые мелодии молодости – одна из граней ностальгии. Хорошо, что кто-то включил записи песен тех лет. Такой приятный сюрприз.
Но сюрприз оказался более чем невероятным. В городском парке звучала живая музыка. На небольшой площадке, около которой стояла пара скамеек, расположились музыканты. Лица двоих вызвали какое-то смутное воспоминание. Перед музыкантами танцевала одна пара, примерно моих лет. Вокруг стояли, пританцовывая на месте, ещё несколько человек. А поодаль уже собралась довольно многочисленная группа молодёжи, снимавших всё действие на свои мобильные телефоны. Поближе к музыкантам подходили те, кто постарше.
Звучало всё, что возносило душу в состояние счастливой ностальгии: «Клён», «Где же ты была», даже «Жёлтые листья» - песня ну уж совсем из детства. Через некоторое время музыканты сделали паузу и солист начал представлять публике состав группы.
И вот тут-то и стало понятно, что привлекло меня во внешности музыкантов. Это были они, те самые звёзды далёких времён процветания ВИА нашего города! Конечно, прошедшие лет тридцать немного изменили их внешность, но, узнаваемые и сейчас, они показались мне совершенно такими же, как в те времена.
А после выступления мне посчастливилось поговорить с некоторыми из них. И, главное, договориться о возможности переснять старые фото тех времён. Попросила руководителя ансамбля рассказать о ВИА Лабинска тех лет, чтобы написать об этом. Решила, что многим будет интересно вспомнить одну из любимейших страниц истории нашего города.
На встречу Геннадий принёс множество фотографий, которые хранились у него. Притом, что это была очень малая часть, которую можно было найти в столь быстрый срок. В городе живут многие из бывших участников ВИА. И встреча с ними, их рассказы, фотографии тех лет ещё ждут своего часа. Я обязательно напишу продолжение.
А пока - первый небольшой рассказ о ВИА нашего города.
Имя, которое всплывает у многих, когда заговаривают о музыкальных коллективах Лабинска, это Ким Петрович. Человек, о котором говорят с восторгом. Он положил много сил на то, чтобы в городе не только выступали ВИА в городском парке, где он был руководителем, но чтобы о них знали и в крае. Поэтому участие в различных смотрах, концертах, фестивалях лабинчан было постоянным.
В городе в те времена, а это были 70-80-е годы, ВИА существовали на многих предприятиях. Это было и увлекательно, и престижно. Как рассказал Гена, он начал играть в ВИА ещё будучи школьником.
Став студентом сельскохозяйственного техникума в Лабинске уже играл и там. Кстати, студентами этого техникума была, наверное, добрая треть теперешних руководителей среднего и высшего звена города. В те годы в ансамбле сельхозтехникума играли Сергей Аджимоглян, Владимир Совранский, Сергей Максименко, Сергей Чозгиян. Репетировал в техникуме и Саша Кулешов. Постепенно стали репетировать и в ДК сахарного завода. Назывались они тогда «Осень-77» и играли на аппаратуре «Трембита» - три гитары и советская ударная установка.
В те же времена играли Олег Асломазов и Лёша Бакай – он как-раз уходил в армию, когда Геннадий пришёл в техникум. За разговором вспомнились и преподаватели: директор техникума Юрий Ермолаев, Ощепков Александр Александрович - парторг. А любимых преподавателей назвал так, как их всегда звали студенты – Сан Саныч, Дим Димыч.
И вот, по комсомольской инициативе, в парке берёзовой рощи было решено организовать танцплощадку. Музыканты сами заливали бетоном танцполе, делали всю работу, которая была по силе. Немало было помощников и среди молодёжи города. Легендарные времена «Рощи» продлились до 78-79-х годов. Потом площадку закрыли. Что там сейчас? Лучше не рассказывать. А ведь мог сохраниться такой прекрасный парк для отдыха жителей городов...
Ну, вновь к ВИА. Итак, летом – роща, а зимой – клуб консервного завода. Сейчас, когда место около клуба обезображено – несколько чахлых деревьев, трава и потрескавшийся асфальт, само здание бывшего клуба смотрится иначе. Видна былая ещё мощь двухэтажной постройки и красивая архитектура. Не то, что новострой напротив – типичная кирпичная многоэтажка. Вот в этом-то старинном здании, окружённом в те времена прекрасным сквером с высоченными тополями, в зимний период и собиралась молодёжь на танцы. Уже в фойе, заслыша звуки музыки, сердце начинало биться учащённо. Ещё бы – играли и пели тогда очень профессионально. Да и репертуар был хорош. А в то время любимые песни можно было услышать лишь в эфире от «радиолюбителей». «Радиохулиганов», как именовали их иногда. А что там хулиганистого – в эфире они «крутили» всегда отличную музыку, любимую многими.
Вещание вели интересно – рассказывали, кто исполнитель, какая песня. Где это было ещё услышать? Лишь раз в год, в телевизионном новогоднем выпуске «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Вернее, два раза – в пасхальную ночь эту передачу тоже передавали. Как же мы умудрялись тогда и её посмотреть, и церковный ход увидеть? Ладно, сейчас не об этом.
Так вот, посещение танцев было поэтому и своеобразным приобщением к миру современной музыки. И отечественной, и зарубежной. В клубе консервного завода играла, как выразился Геннадий, команда Васи Бондаренко. Сам он играл на бас-гитаре. Солистов было несколько. Кого ещё может назвать Гена? Многих, но об этом нужно подробно вспоминать, чтобы не перепутать года, места. Но всё ж, если допустить погрешности из-за давности событий, то примерно так было тогда: в парке, в ДК играли Сергей Жеденов (так вот, кто был тот легендарный Змей из моего детства!), Василий Колчин. Кстати, в легендарные времена Кима Петровича, когда ансамбли ездили на гастроли, неизменной участницей была и Любовь Колчина, хореограф.
Расцвет ВИА в Лабинске пришёлся на 60-70 годы. Тогда начинали входить « в обязаловку» хоровые коллективы. Ну, а молодёжь, естественно, увлекаясь современными течениями, сбивалась ещё и в ВИА. Но, нужно сказать, что и на многих предприятиях эту инициативу стали со временам поддерживать не по приказу сверху, хотя такого, возможно, и не было, но по любви к жанру. Многие ВИА образовывались именно на базах различных предприятий города. Например, очень крепким хозяйством была автоколонна 1192. Через Министерство культуры там смогли получить аппаратуру „BIG-100“.
Привёз её тогда из Ленинграда Василий Жуплев. На этой аппаратуре гастролировал ансамбль «Эксперимент». Это Кулешов Александр (гитара), Тимошкин Сергей (барабаны), Анищенко Виктор (бас-гитара), легендарный Синя (Синицкий, солист), Москалёв Пётр (ритм-гитара), Филюлина Наташа (клавишные), Солопов Алексей. Музыканты были участниками практически всех фестивалей «Кубанская музыкальная весна».
Со временем в Лабинске количество ВИА уже нельзя было и перечесть. Самыми запомнивимися тех лет можно назвать ВИА при сахарном заводе, карьероуправлении, элеваторе, опытном заводе, хмелесушке, маслозаводе, УПК ВОС, консервном. При тресте столовых, например, были ВИА «Алёнка» - ансамбль играл в ресторане «Встреча». В составе там были братья Зуборевы – Владимир, Александр, Виктор (Алён) - (вот вам и «Алёнка», наверное?) При ресторане «Лаба» был создан ВИА «Эксперимент» - Александр Кулешов (солист, соло-гитара), Лаврецкий Анатолий (бас-гитара), Савранский Владимир (солист), Морговский Пётр (клавиши), Волков Алексей (барабаны). Кстати, когда заговорили о Володе Савранском, вспомнилась песня, которая, как казалось многим, была написана им - «Скажу тебе, что ты красивая».
Когда он начинал а’капелло петь первую строчку песни – замирали все. Это было мастерство высшего класса! Потом, уже после преждевременной смерти Володи, его сестра, Надя, тоже ставшая впоследствии солисткой ансамбля, и друзья Володи разыскали авторов той песни, узнали историю её создания, первых исполнителей. Это ВИА «Ива», созданный на базе краснодарского джаз-оркестра «Кубань» в 1968 году и уже ставший легендарным не только на Кубани. А исполение песни А.Пугачёвой «Приезжай» солисткой ВИА (пока, к сожалению, так и не узнала, кем именно) было, пожалуй, не хуже исполения знаменитой певицы.
Немного позже в ДК совхоза-техникума в зимний период тоже стали проводиться танцевальные вечера. Играл там ансамбль «Встреча друзей». Играли на аппаратуре «Vermona». Гитаристом был Роман Дегтярёв. Звукорежиссёром - Сергей Воржев.
Потом пришли те страшные 90-е... Убили Анатолия Лаврецкого. Ранен был Александр Кулешов. Закрылся ресторан «Лаба». Снесли здание ресторана «Встреча». Ушла автоколонна. Упадок пришёлся на 96-97 годы - ничего, практически, не осталось в музыкальной жизни города. Потом, продолжал Гена, после встречи в конце 90-х с Сергеем Аджимогляном, они постепенно начали своё музыкальное возрожение. И уже в 2009 году провели творческий вечер Петра Ангелова. Тогда Саша Кулешов играл с Олей Синьковой. И вот музыканты решили собраться и играть все вместе. В Натырбово нашёлся уникальный музыкант Виктор Полонский. До своего переезда в Ставрополь играл с ансамбле Пётр Апилов.
Так создался ансамбль «Старый приятель». Репетировали в клубе посёлка Прохладный («Птички»). Стали выступать в санатории «Лаба», в городском парке. Были участниками телевизионной передачи «Назад в СССР». Участниками музыкального Фестиваля в городе Курганинске. Создали кавер-группу. Для этого дополнительно репетировали у Саши Кулешова - он у себя дома смог устроить небольшую студию. В городском ДК стал работать Геннадий и там собрал ещё одну группу – «Василич-Band». Это Минков Андрей – гитара, Слюсарев Евгений – баян, Ставицкий Юра – басист, Леонов Гена – ударник, Величко Таня – солистка. Звукооператор - Жуплев Василий. Кстати, Вася тоже легендарная в Лабинске личность. Звукооператором он работаеи многие годы. В практике - работа со мнигими знаменитыми исполнителями и коллективами. Уезжал в одно время из Лабинска –работал в Новороссийске, в Грузии. Именно он нашёл и «привёз» в сврё время из Абинска Сашу Кулешова.
Про Воржева Сергея известно, что он гастролировал с различными музыкальными коллективами, работал в Майкопе. Затем ему предложили работать в Турции, он туда и переехал. К сожалению, сейчас Сергея уже нет в живых.
Разговор с руководителем ВИА, Геннадием Леоновым, я записывала на диктофон. Мы делали переснимки фото, которые Гена смог принести в день встречи. К сожалению, это был последний день монго посещения родного города. И работала над материалом для этой статьи уже несколько позже. И, как бывает, наверное, только в плохо придуманных историях – у меня поломался воспроизводитель записи на диктофоне. Как оказалось, диктофоны этой марки и серии уже давно «проявили» себя – у них ломается именно система воспроизведения и реанимировать запись невозможно. Вот так, непридуманно, всё закончилось.
У меня сохранились какие-то «заметки на полях», которые я успела сделать в первые дни после того разговора. Так что, все ошибки, неточности, если они окажутся в этом тексте, обязаюсь исправить. А что ещё лучше – написать бы продолжение этого рассказа. Но его без помощи очевидцев тех времён, участников событий, я этого не смогу.
Поэтому оставляю свой адрес в редакции и буду благодарна всем отозвавшимся.
И ещё – ВИА нашей страны отметили в 2014 году своё пятидесятилетие!
Сайт Общегерманского координационного совета российских соотечественников «Русское поле»