Судьба и творчество Валерия Ивановича неразрывно связаны с проблемой разделенного русского народа. Он родился в 1960 году в Туркмении на пограничной заставе в семье советского офицера. Детство провел в Эстонии. Юность и молодость - в Латвии, где во времена разрушения СССР был вовлечен в самый эпицентр политической борьбы, в рядах Интерфронта и легендарного Рижского ОМОНа до последнего дня защищая единую Родину. В начале «нулевых», живя в Латвии с паспортом «негражданина», Валерий Мошев совместно с женой и соратником Еленой Ефимовой основал Народный портал за гражданские права русских жителей Латвии RUSSKIE.LV.
Валерий Мошева был горячим сторонником репатриации русских в Россию, считая, что в условиях неизбежного геополитического противостояния Запада с Русским миром только сопричастность современной российской истории позволит соотечественникам сохранить свою русскость. В 2005 году он вместе со всей семьей переехал на постоянное место жительства из Латвии в Россию. И тогда же стал одним из основателей Института Русского зарубежья и портала RUSSKIE.ORG, одним из основных направлений деятельности которых стала информационная поддержка программы переселения соотечественников в Россию.
Свой жизненный путь, наполненный промыслительной символикой крестного пути русского народа на великом геополитическом изломе, Валерий Мошев описал в романе «Виновны в защите Родины, или РУССКИЙ», скромно скрыв свое авторство за псевдонимом Тимофей Круглов. Изданный в 2008 г. Институтом Русского зарубежья ограниченным тиражом, вошедший в шорт-лист престижной Бунинской премии, роман давно стал библиографической редкостью и ждет своего переиздания, как и другие литературные и публицистические работы Валерия Ивановича.
За прошедшие 10 лет со дня его смерти произошли грандиозные события, за Крымом вернулся Донбасс, Херсонская и Запорожская области, Россия на территории Украины ведет войну со всем «коллективным Западом» за саму возможность существования Русского мира. В Россию на постоянное место жительства потянулись не только русские, желающие сохранить свою русскость, но и представители других, в том числе европейских народов, видящие в нашей стране последний оплот традиции, здоровых общественных и семейных ценностей.
Валерий Иванович многое из этого предвидел и в своей политической, пропагандистской, издательской деятельности, в статьях, в книгах – пытался предсказать, донести, предупредить о неизбежном наступлении грозных времен. И показывал пути выхода из той ситуации, в которой оказалась русская цивилизация.
В день 10-летия ухода из жизни Валерия Мошева Институт Русского зарубежья провел Чтения его памяти на тему «Разделенный русский народ: трудный путь к воссоединению».
Ведущими чтений выступили журналист и публицист, вдова В.И. Мошева Елена Борисовна Ефимова и историк, политолог, директор Института Русского зарубежья, главный редактор портала RUSSKIE.ORG Пантелеев Сергей Юрьевич.
В Чтениях приняли участие: Гайда Фёдор Александрович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России XIX — начала XX в. Исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова; Гусев Игорь Николаевич, латвийский русский историк, тележурналист, режиссёр, публицист и издатель, (с декабря 2023 г. проживает в России); Епифанцев Станислав Викторович, эксперт Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ, до 2018 г. - член Всемирного координационного совета российских соотечественников (в 2021 г. переехал на постоянное место жительства из Киргизии в Россию); Иваненко Игорь Николаевич, историк, политолог, кандидат политических наук, эксперт Института Русского зарубежья (ранее проживал в Приднестровье); Корнилов Александр Геннадиевич, экс-член Координационного совета российских соотечественников Эстонии и издатель портала Baltija.eu (с 2022 г. живет в России); Лущ Сергей Сергеевич, зампредседателя Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации в Республике Беларусь, председатель российско-белорусского движения СОЮЗ; Межевич Николай Маратович, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН; Намовир Илья Владимирович, журналист, главный редактор сайта «Русские в Казахстане»; Неменский Олег Борисович, историк, политолог, ведущий научный сотрудник РИСИ; Селиванов Алексей Сергеевич, украинский и российский общественный и политический деятель, атаман «Верного казачества», участник «Русской весны»; Шорников Игорь Петрович, директор Института социально-политических исследований и регионального развития (Тирасполь), экс-заместитель Министра иностранных дел ПМР.
Вдова В.И.Мошева Елена Ефимова поблагодарила всех участников мероприятия за память и поддержку, особо остановившись на проблеме сохранения, популяризации и развития творческого наследия ее мужа. По ее словам, осталось много неизданного, есть видеоархив, с документальными фильмами, которые Валерий Иванович снимал в конце перестройки для Ленинградского телевидения и в которых наглядно видно будущее Прибалтики, будущее национальных республик, наше общее будущее. Этот видеоархив требует оцифровки, размещения в сети.
«Это нужно для того, чтобы люди, особенно молодежь, знали и понимали, с чего все началось, к чему все идет, зачем, как это происходит и будет происходить… Это, безусловно, важно, потому что никакая консолидация невозможна без осознания процессов, происходящих в мире, в нашем обществе, и в Русском мире, и в России», - отметила Елена Ефимова.
Что касается консолидации, собирания русского народа, то это, по мнению Елены Борисовны, «не такая страшная задача, потому что основное ядро русского народа находится в России, а это восемьдесят семь процентов населения Российской Федерации, это огромная, огромная сила, объединенная великим русским языком и великой державой».
«У нас есть две базовые, мощные силы – собственно люди, собственно язык и культура. Вот на это - наша надежда», - подчеркнула Елена Ефимова.
Сергей Пантелеев, обозначив повестку Чтений, предложил для обсуждения 3 основных вопроса:
1. «Русские – разделенный народ»: концептуальные основания.
2. Воссоединение русского народа как социально-политическая практика.
3. «Русский вопрос» в работах В.И. Мошева: вопросы сохранения, популяризации и развития творческого наследия.
В своем выступлении он коснулся концептуального развития понимания русских как разделенного народа. По словам директора Института Русского зарубежья такое современное состояние русских непосредственным образом связано с особенностями ленинской национальной политики и государственного устройства СССР, которые предопределили катастрофические последствия распада единого государства в 1991 г. Он отнес постановку «русского вопроса» как научной и экспертной проблемы к 1993 г., когда в том числе на Историческом факультете МГУ стали выходить первые научные работы, посвященные русским как «расчлененному народу». При этом в 90-е гг. «русская тема» в России фактически оставалась под запретом, соотечественники за рубежом были брошены на произвол судьбы, а в политике и общественной жизни намеренно использовались жупелы «русский фашизм», «русская мафия» и т.д. Ситуация стала изменяться только с приходом к власти в России В.В. Путина, который в 2021 г. на Всемирном конгрессе соотечественников впервые обратился к понятию «Русский мир», а в 2007 г. в интервью журналу «Тайм» назвал русских «самым большим разделенным народом». Сергей Пантелеев напомнил, что сегодня концепция Русский мир упоминается в новой Концепции внешней политики России, поддержка и защита соотечественников является конституционной нормой, как и положение о государствообразующем русском народе (с привязкой к государственному русскому языку). Отдельно эксперт коснулся «украинской проблемы» и темы СВО.
«Абсолютно убежден, что в нынешних событиях на Украине присутствует элемент восстановления разорванного русского единства, пусть и в противоречивом измерении, через фактически гражданскую войну… Но фактом является и возвращение русских земель в Россию, и возвращение русских людей в русскость. Процессы эти пока очень далеки до завершения, это только начало…», - подчеркнул Сергей Пантелеев.
По словам Николая Межевича, то, что русские являются разделенным народом – факт совершенно очевидный и не требующий доказательств. Ученый обратил внимание на то, что большинство мировых диаспор формировались на добровольной основе, «нас же никто не спрашивал, а потому мы имеем все соответствующие права для восстановления справедливости».
Николай Маратович при этом подчеркнул необходимость «очень тщательно дистанцироваться от националистической повестки, от повестки крови», для доказательства этого тезиса обратившись к действиям прибалтийских фашистов последнего времени. Так, недавно в эстонскую политическую полицию Капо пришел донос на… адмирала Крузенштерна, который характеризовался как русский империалист, памятник которому нужно уничтожить.
Станислав Епифанцев, говоря о жизни в зарубежье, отметил, что и в советский период, и годы независимости, русская идентичность подвергалась колоссальному размытию. Эти процессы происходили и в самой России, но за ее пределами это происходило семимильными шагами и даже носило взрывной характер. По словам эксперта, русские люди, проживающие за рубежом, стремятся сохранить свою идентичность часто вопреки давлению и различным обстоятельствам, и, к большому сожалению, приходилось наблюдать, что это не всегда понимали в России.
«Если говорить об основах нашей идентичности, то, безусловно, стоит говорить о русском языке – это альфа и омега вопроса, и особенно это мы это чувствовали на себе, за пределами России», - акцентировал Станислав Епифанцев.
Кроме того, эксперт высказался за необходимость совершенствования Государственной программы переселения соотечественников в сторону большей направленности на потребности русских репатриантов.
Сергей Лущ рассказал о личном опыте общения с Валерием Ивановичем Мошевым, подчеркнув его провидческий дар.
«Он уже тогда, в 2012 г., сказал, что неизбежно будет конфликт на Украине, что «порох сухой», что такое количество мужичков, буйных казаков там сконцентрировано в одном месте, и это неизбежно приведет к какому-то разрешению», - отмечает белорусский эксперт.
Сергей Лущ также говорил о беззаветной вере и убежденности Валерия Ивановича в будущее единство России и русских, о том, что его мысли, его видение будущего надо нести гораздо на более широкую аудиторию: «Так уж получилось, что сообщество, которое формировалось вокруг него, в целом это русское сообщество, оно несколько опережало свое время, и даже сейчас мы говорим о вещах, которые не сбудутся завтра, но они произойдут там, в горизонте событий большой русской цивилизации, после того, как перестанет существовать, террористическая организация «Украина», после реинтеграции этих территорий, когда все это станет большой частью органичного русского пространства, ядром его».
Коренной киевлянин Алексей Селиванов обратил внимание на то, что жители Украины для того, чтобы сохранить собственную русскость, должны были делать усилия, должны были ориентироваться на начало, которое транслировало бы эту русскость. Таким маяком должна была быть Россия как государство русского народа, но, к сожалению, по его словам, Россия русскость не транслировала, и сейчас это делает очень осторожно.
«Объективная история Украины со времен древней Руси, и во времена казаков, и во времена борьбы православного населения Малороссии за русскую идентичность с унией, свидетельствует о том, что большинство своей истории, эта территория боролась именно за русскую идентичность», - отмечает Алексей Селиванов, подчеркивая, что , «бороться с украинским национализмом и не делать ставку на русификацию этого региона, это значит стрелять себе не в ногу, а сразу в голову».
Участник «Русской весны» считает «украинский вопрос» сегодня ключевым для существования русского народа и России, без решения которого не решатся никакие другие вопросы.
Илья Намовир, в отличие от предыдущих спикеров, касавшихся в большей степени политических вопросов, в своем выступлении сконцентрировался на литературном творчестве Валерия Мошева. По его словам, будущим литературоведам, которые будут изучать творчество Валерия Ивановича, не придется искать противоречий между двумя составляющими частями его наследия, публицистической и художественной, поскольку обе эти части объединены единой, главной темой, общей нитью – это Россия и русские.
«Если можно было бы описать жизненный, творческий постулат Валерия Ивановича несколькими словами, то я бы сформулировал бы его так: «Жить в России, жить с Россией, жить для России». И вот эту же деятельную сопричастность жизни и судьбе России Валерий Иванович считал общим, основополагающим принципом объединения разделенного русского народа», - отмечает Илья Намовир.
По словам русского журналиста из Казахстана, главный роман Валерия Мошева «Виновны в защите Родины, или РУССКИЙ» является «ярким и уникальным примером авторской попытки донести до нас, хоть и облеченную в художественные рамки, но все же правду о том, как ломали нашу общую, большую страну, как ломались жизнь, судьбы, принципы, идеалы, и о том, как можно и должно, несмотря ни на что, оставаться верным себе, верным присяге, верным Родине, даже тогда, когда, собственно, самой Родины, вроде, и не осталось».
Илья Намовир глубоко убежден, что роман «Виновны в защите Родины» должен быть включен в школьную программу по литературе, «не только из-за несомненных литературных достоинств, но и в силу своей нравственно-воспитательной значимости».
Игорь Шорников в своем выступлении коснулся опыта Приднестровской Молдавской Республики как образца русского народного государственного строительства в эпоху распада СССР.
По его словам, «приднестровский опыт мог бы стать классическим примером творчества масс, лидеры которого стали лидерами потому, что не побоялись встать на волну народного движения, направить эту мощную стихию в правовое русло… русские люди в Приднестровье смогли создать для себя относительно комфортную социально-политическую среду, которую потом смогли отстоять с оружием в руках, и тем самым обозначили такой вот русский рубеж, границу исторического Русского мира, на которую новой России еще предстоит вернуться».
Эксперт подчеркивает, что все эти десятилетия существование Приднестровья было, «наверное, назойливым и не всегда приятным напоминанием Российской Федерации об ее истинных границах».
Игорь Иваненко обратил внимание на то, что Приднестровская республика в момент своего учреждения в 1990 г. выступила первым государственным образованием на постсоветском пространстве, которая заявила об исторической связи с Новороссией.
Историк выдвинул гипотезу о том, что молдаване являются третьим этносом Новороссии, после великороссов и малороссов, а Приднестровье стало регионом, где происходила массовая интеграция молдаван в Новороссийский проект.
Александр Корнилов вспомнил годы активного взаимодействия после 2010 г. созданного им в Эстонии русского интернет-ресурса Baltija.eu с редакцией портала RUSSKIE.ORG и Валерием Ивановичем Мошевым.
По словам журналиста, «покойный Валерий Иванович, наш земляк, проживший много лет в Прибалтике, не понаслышке знал о проблемах, которые испытывает диаспора, и писал о них мощно, резко и неприятно… то, о чем писал Валерий Иванович, тринадцать, десять, тринадцать лет назад, только сейчас начало воплощаться в жизнь. Одно из мощных, серьезных действий со стороны российского правительства – это репатриация».
Также Александр Корнилов указал на необходимость усиления информационной работы и переход на новый уровень медийной работы в недружественных странах.
В завершении Чтений представители русского научного сообщества подвели их итоги с методологической точки зрения.
Олег Неменский важнейшей концептуальной проблемой назвал то, что общерусский взгляд, будучи одним из очень старых и очень распространенных, остается одним из наименее разработанных в теоретическом аспекте, и очень слабо представленным в современной политике.
Основную причину этого политолог видит в том, что «долгие десятки лет, в советское время, общерусский взгляд был просто под запретом, но с тех пор прошло уже больше тридцати лет, а ситуация пока что изменилась довольно слабо». На его взгляд, «основная проблема именно в дискурсе идентичности, то есть в том, как современные русские, и люди, разговаривающие на русском языке, люди русской культуры, определяют себя и определяют других».
В этническом плане, по мнению Олега Неменского, именно современное понимание русскости «должно быть центральным полем битвы, потому что, не вернувшись к традиционным форумам идентичности, мы ничего общерусского, не построим».
Фёдор Гайда указал на то, что с исторической точки зрения разделенное состояние русского народа не является чем-то особенным, экстраординарным и существует почти во все время нашего существования. Историк выделил всего два периода нашей тысячелетней истории, когда, условно говоря, не было разделения – это несколько десятилетий Древнерусского государства со столицей в Киеве и период Советского Союза после 1945 г.
«Получается мы, действительно, существуем как разделенный народ, единую государственность обретали всегда с большим трудом, и, как правило, существовали вне этой единой государственности», - отмечает историк, обращая внимание на то, что при этом русские, действительно, очень государствоцентричный народ.
«Мы очень ориентированы на государство, безусловно, мы боремся за него, мы его отстаиваем, для нас принципиально важен вопрос суверенитета, государственного суверенитета», - рассуждает Федор Гайда и подчеркивает, что «есть вещи, которые, на самом деле все равно получаются более базовыми, потому что они работают тогда, когда у нас нет единого государства - тогда у нас работает русский язык, который является, основой нашей культуры, несет в себе русский код».
В заключение Елена Ефимова поблагодарила всех за участие и интересные выступления, процитировав слова своего покойного мужа о том. что «только опыт физического проживания в России делает человека русским».
«Я с этим абсолютно согласна, на сто процентов. Я вспоминаю слова патриарха Алексия II, когда в Россию перевезли останки императрицы Марии Федоровны, он сказал: забирайте живых, забирайте живых, русские люди, вернувшиеся в Россию, это резерв ее… Валера написал статью, в свое время, «Соотечественники – последний резерв России», этот резерв, мы не можем, мы не должны потерять», – подчеркнула вдова Валерия Мошева.
И подвела итог еще одной цитатой: «Как говорил Валерий Иванович, «ждет ли Родина, нет ли – не важно, главное она есть, те, кто хочет, придет, а многие уже пришли».
В свою очередь Сергей Пантелеев, отметил, что сегодняшней встречей закладывается традиция ежегодных чтений памяти Валерия Ивановича Мошева, посвященных развитию его творческого наследия и интеллектуальному обсуждению проблемы разделенного русского народа.
Тексты выступлений участников первых чтений «Разделенный русский народ: трудный путь к воссоединению», а также видеоматериалы мероприятия, будут опубликованы в рамках спецпроекта "РУССКИЙ. Памяти Валерия Мошева" на портале RUSSKIE.ORG и на страницах Института Русского зарубежья в соцсетях. Кроме того планируется издание итогового сборника материалов чтений.
Иван Корнев
RUSSKIE.ORG