Восьмой певческий православный съезд прошел в Брисбене. Он был организован Австралийско-Новозеландской епархией Российской православной церкви за рубежом (РПЦЗ)
Вечер. В храме 65 человек, большинство раньше вместе не пело никогда. Позади насыщенный впечатлениями день, восемь часов почти непрерывного пения. Регент, седовласый священник со строгими глазами, даёт тон. Он тоже устал, только что после перелёта с другой части глобуса. Первая читка нот с листа, где не до эмоций и впечатлений, попасть бы в свою партию.
Херувимская песнь. Их в репертуаре любого храма будет с десяток. Много, очень много написано уже. Много спето. Ещё больше услышано.Почему-то именно эта стоит особняком. Она не затерта до дыр, ее мало записывали и ещё меньше записывали так, что это потом можно слушать.
Первые такты выглядят просто и незатейливо. Чистая, ровная мелодия. И вдруг дальше открывается музыка. Та самая. Что до мурашек и слез в глазах, от которых трудно видеть ноты. До самого сердца проходит. В самую суть. Без суеты и шума. Просто и о главном.
«...всякое ныне отложим попечение...»
Когда песнь закончилась, несколько секунд была тишина. Каждый в своём сердце переживал эту мелодию заново.
- Ледковский написал это во время скорбей. Так и сказал «я ее выстрадал». Борис Михайлович потерял в тот период глаз от болезни. Из-за интриг он лишился места в синоде и работал ночью на спичечной фабрике, чтобы кормить семью. И тогда же, будучи в большой житейской трудности, он это написал. Помяните его в своих молитвах, - прервал тишину отец Андрей, который в Америке достаточно хорошо знаком с его семьёй и потомками.
Позже в своей лекции он расскажет о Борисе Михайловиче подробнее, как он любил свое дело и ратовал о пении, как неустанно гармонизовал и писал музыку, как собирал рукописные ноты по зарубежным композиторам, бережно архивировал и издавал сборники. Говорил и о других выдающихся деятелях зарубежного гимнотворчества. О таких как Валерия Константиновна Хеке, писавшей стихиры по ночам, среди вдовства, нищеты и имея на руках троих маленьких детей. Ее трудами мы сегодня имеем, например, службу иконе Божьей Матери Курская Коренная «Знамение» и молебен о благополучном воздушном путешествии. Рассказал и о владыке Гаврииле (Чепур), выдающемся литургисте. Во время того как делегация эмигрантов покидала на корабле Россию в праздник Сретения, вместе с ними внезапно не оказалось нужных книг, собирались в спешке. Владыка без видимых трудностей отслужил все по памяти, включая тексты канонов и стихир. Его феноменальная память и необычайная любовь к уставу были запечатлены в знаменитом толковом типиконе Скабалановича, где он описывает всенощную по древнему полному чину, которую служил будучи еще в Киевской академии. Рассказал о том, как писал свой монументальный труд о церковном пении Иван Алексеевич Гарднер, человек с очень драматической судьбой, и то, как его труд сделал фурор в музыкальных кругах того времени - тиражи расходились молниеносно.
Отец Андрей Папков - гость певческого съезда, проходящего в Брисбене в последнюю неделю сентября - начале ктября. Его идейные организаторы, два лучших регента нашей епархии – Андрей Лаптев из Сиднея и Николай Коваленко из Мельбурна, вот уже много лет работают на благо развития церковного пения и повышения уровня качества клиросов. Этот съезд восьмой по счету и первый в нашем штате, почти три года предпринимались попытки его проведения, но по разным причинам все не складывалось.
И вот наконец все собрались вместе. Разные. Уже опытные певчие и те, кто только делает свои первые шаги. Собрались русские и не только, даже греческие певцы захотели принять участие в съезде.
Программа была впечатляющей, с утра до ночи спевки, семинары и лекции. Как готовить голос и делать разминку показывал Николай Коваленко. Каждый певец получил отдельную книгу, где были собраны распевки на любой вкус: - от самых базовых до лихо закрученных канонов. Андрей Лаптев говорил о хоровой вокальной культуре звука, чем «церковная» постановка гласных отличается от оперной. Предмет ему близкий и знакомый, так как помимо управления хором кафедрального собора, Андрей профессиональный певец в опере. Именно под его руководством хор нашей епархии, частью которого мне повезло быть, занял первое место на международном фестивале «Хайнувка» в польском Белостоке в 2016 году.
Большой двухчасовой урок по основам чтения квадратной нотации дал отец Андрей. Целый пласт певческой культуры хранит в себе этот стиль письма, который в современном обиходе почти исчез из употребления. Наталья Станько из Аделаиды, профессиональный теоретик и преподаватель, помогла начинающим в музыке разобраться в многообразии терминологии и различиях между названиями по американской и британской системной классификации.
Протодиакон Александр Котляров провел очень актуальную беседу о том, как взаимодействуют на службе хор и алтарь, обратил внимание на литургическое значение каждого песнопения и что сейчас, в этот момент происходит. Ведь пение в литургии призвано только обрамлять священнодействие, не перетягивать на себя главную роль. И поэтому паузы в службе напрямую связаны с тем что происходит в алтаре и требуют тонкого понимания и внимательного отношения от клира, чтобы быть в идеальной синхронности и созвучии друг с другом.
Кульминацией съезда были торжественные богослужения в Свято-Николаевском соборе и Богородице-Владимирском храме города. Впервые Брисбен посетил ковчег с мощами исповедников и новомучеников российских, что придавало особую духовную радость этим дням.
Одним из главных итогов съезда были горящие энтузиазмом глаза его участников. Особенно приятно видеть, что большая часть из них были совсем юными, но уже с полной ответственностью и самоотдачей погруженными в любимое дело. Ведь хор - это прежде всего дисциплина и умение слушать себя и других, быть в гармонии с тем что ты делаешь и как ты делаешь это. И организаторам удалось поделиться своим огоньком и зажечь его в других.
Следующий съезд будет в Сиднее в Петропавловском соборе в 2018 году и, я уверена, станет таким же плодотворным, как и только что прошедший. А пока все участники обменялись контактами с новыми друзьями по духу и увезли каждый в свой приход частичку брисбенского тепла и сборник нот, где среди всего прочего есть та, такая простая и такая гениальная, херувимская песнь, написанная полвека назад скромным пожилым регентом в Нью-Йорке.